www.wavebourn.com
http://www.wavebourn.com/forum/

16-channel TOA mixer. With tube mic preamps?
http://www.wavebourn.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=845
Page 1 of 2

Author:  wavebourn [ Fri Oct 20, 2006 2:56 pm ]
Post subject:  16-channel TOA mixer. With tube mic preamps?

Купил сегодня на ePay вот эту вот штуку:

Image

Корпус с ручечками. Буду делать собственный пульт, под собственный вкус. Микрофонные усилители будут на лампах.

У этого микшера на входе и выходе согласующие трансформаторы Tamura, судя по спецификации, весьма высокого качества, что мне весьма пригодится.

http://www.toaelectronics.com/disc/manu ... 12_216.pdf

Author:  wavebourn [ Tue Nov 07, 2006 1:25 am ]
Post subject: 

Сегодня подключил и прослезился... Дитя века, парад дифусилителей на входе и симметричных эмиттерных повторителей на выходе. Операционников не пожалели, где надо и где ненадо, все операционники одного типа, сделанные по принципу "загнать искажения в узкую область на как можно малых выходных напряжениях и на верхние частоты", то есть - туда, где они наиболее заметны и наименее приятны на слух, но прячутся среди шумов измерительной аппаратуры.

Придётся переделывать всё, а не только микрофонные усилители.

Для начала позаменяю кое - где 4580 на 5532, или хотя - бы добавлю смещение на выходы через резистор на минусовую рельсу, чтобы загнать переходные искажения на бОльшие напряжения. Главное, чтобы источник питания выдержал дополнительную нагрузку без переделки.

Author:  doldonius [ Tue Nov 07, 2006 7:55 am ]
Post subject:  Re: 16-channel mixer with tube mic preamps

fox wrote:
Микрофонные усилители будут на лампах.


А где озерная утка? В смысле, зачем?

Author:  wavebourn [ Tue Nov 07, 2006 3:12 pm ]
Post subject:  Re: 16-channel mixer with tube mic preamps

doldonius wrote:
fox wrote:
Микрофонные усилители будут на лампах.


А где озерная утка? В смысле, зачем?


Усилители мощности и микрофонные усилители - это то, что даёт максимум усиления мощности, а значит - вносит мвксимальные искажения. Микрофонные усилители ещё и вносят шумы. Динамический диапазон - это разница между максимально громким звуком, ограниченным искажениями, и максимально тихим, ограниченным шумами.
Чем шире динамический диапазон может передать микшер, тем меньше он накладывает ограничений на усиливаемый звук. То есть, усиленный звук будет ближе к естественному.

Любой активный элемент, усиливая звук, искажает его. Чем меньше активных элементов потребуется, тем чище звук.

Лампы по сравнению с транзисторами обладают большим усилением в расчёте на штуку. Значит, для такого - же усиления их потребуется меньше, чем транзисторов.

Теперь - о характере искажений.

Мы привыкли, что в природе чем громче звук, тем шире спектр его гармоник. Даже если воспроизвести форте и пиано с одинаковой мощностью, ты легко угадаешь, который звук громче. Именно, по спектральному составу. По мере затухания струны верхние гармоники затухают быстрее, чем нижние. Когда ты заходишь в зал или комнату с закрытыми глазами, ты слышишь её размеры, благодаря реверберации (многократному отражению звука). Звук при реверберации затухает опять - же неравномерно, более высокие частоты затухают быстрее.

То есть, в природе чем громче звук, тем он ярче, тем выше мощность гармоник высокого порядка.

Вакуумные лампы как раз соответствуют таким "природным" свойствам: чем больше амплитуда сигнала, тем сильнее они искажают, при этом сперва проявляются гармоники низких порядков, потом они становятся ярче, проявляются более "яркие" гармоники, и так далее.

Сейчас в моей консоли для этой цели используется операционный усилитель, это микросхема с транзисторами в кристалле. В отличие от ламп они усиливают не напряжение, а ток. Но сила входного тока зависит от входного напряжения экспоненциально, то есть они по природе своей менее линейны, чем лампы. И для такого - же усиления их требуется больше.

Чтобы уменьшить искажения, усилители делают с огромным запасом усиления, и охватывают отрицательной обратной связью, которая вычитает часть выходного сигнала из входного, таким образом эффективные колебания напряжения (а значит - входного тока) становятся меньше, что уменьшает искажения.

Представим себе передаточную фцнкцию усилителя в виде ряда, состоящего из членов первого, второго, третьего, и так далее порядка. Обозначим её одной буквой К.
Кофициент передачи усилителя, охваченного обратной связью, будет

К' = Kос / (1 + Кос/К)

То есть, чем выше значение изначальной передаточной функции, тем меньше будет её влияние на конечную функцию, а функция будет стремиться к линейной, определяемой соотношением сопротивлений в цепи обратной связи.

Всё - бы хорошо, но... По мере "выпрямления" функции её "края" становятся "резче", то есть - преобладают составляющие более высокого порядка, а значит - и искажения будут генерироваться более высокого порядка. Совсем не как в природе, к которой привыкло наше ухо...

Ещё одна неприятность транзисторных усилителей - зависимость передаточной функции от частоты. Чем выше частота, тем ниже её значение... А это значит - у усилителя, охваченного отрицательной обратной связью, будет больше искажений на верхних частотах, чем на нижних... Опять против природы, к которой привыкло наше ухо...

В моём пульте сейчас на микрофонном входе используется как раз операционный усилитель, с дифференциальным каскадом на входе и симметричными эмиттерными повторителями на выходе. А эти бяки, обе, дают резкий излом функции при переходе сигнала через ноль. То есть - чем тише звук, тем он более искажённый. Совсем против природы! Теряется объём реверберации, теряется кайф затухающих струн гитары, звук которых должен становиться мягче по мере затухания, а не резче, да и скорость затухания становится неравномерной...

Вот я и выбираю из двух зол более натурально звучащее...

Будет типа вот этого:

Image

Author:  wavebourn [ Tue Nov 07, 2006 11:52 pm ]
Post subject: 

С конструктивной точки зрения аппарат сделан классно. Один блок включает пару плат. На картинке - две канальные линейки.

Image

Author:  wavebourn [ Wed Nov 08, 2006 10:42 am ]
Post subject: 

Пока не поломал - поэкспериментирую с тем, что есть...

Заменил электролит на входе на плёночный конденсатор и добавил смещение около 2 мА на выход каждого операционника, от плюсовой рельсы, то есть загнал их в ассимметричный режим класса А, переходные искажения должны исчезнуть. Но потребление мощности возрастёт. Будем надеяться, что сами операционники и источник питания выдержат (сделал в одном канале, для проверки идеи).

Image

Image

Author:  wavebourn [ Wed Nov 08, 2006 12:45 pm ]
Post subject: 

Ещё в одном канале решил поменять операционники, см. трупики на столе... Новые, опять - же, больше тока потребляют, но выходы у них асимметричные, и шумов по спецификафиям меньше.

Image

Author:  wavebourn [ Wed Nov 08, 2006 2:28 pm ]
Post subject: 

Результаты тестирования методом "шёпот в микрофон":
смещённые 4558 показали самые лучшие результаты (разница в уровне шума меньше на расстоянии от микрофона), чем у 5532, следом за ним идёт несмещённый 4558.

Электролиты на входе, кстати, сильно шумят. Плёночные конденсаторы снизили шум ощутимо. Cool

Author:  Д.С. [ Thu Nov 09, 2006 2:45 pm ]
Post subject: 

жозкий офф: Смотрю я на твои ыликтронные креативы, фогзег, и думайу: тибе аффигензге должын быть близок Трофим сцуко... Rolling Eyes
С этим ево:

В школьном ансамбле "Батька Махно"
Пёрплы и Битлс спеты давно,
Жалко, не слышат Ричи и Пол,
Как мы жарим рок-н-ролл!!!

Ветер в голове, и я влюблённый
Во всех диффчёнак своего двора,
В мире столько мест, где я ещё ни разу не был...

Ветер в голове, портвейн креплёный,
И песни под гитару до утра,
А над головой - распахнутое настежь небо...


Фсмысли я ево слушал токашто... Embarassed Трофима фсмысли... Rolling Eyes

Author:  wavebourn [ Thu Nov 09, 2006 3:46 pm ]
Post subject: 

Сергей Горин wrote:
жозкий офф: Смотрю я на твои ыликтронные креативы, фогзег, и думайу: тибе аффигензге должын быть близок Трофим сцуко... Rolling Eyes
С этим ево:

В школьном ансамбле "Батька Махно"
Пёрплы и Битлс спеты давно,
Жалко, не слышат Ричи и Пол,
Как мы жарим рок-н-ролл!!!

Ветер в голове, и я влюблённый
Во всех диффчёнак своего двора,
В мире столько мест, где я ещё ни разу не был...

Ветер в голове, портвейн креплёный,
И песни под гитару до утра,
А над головой - распахнутое настежь небо...


Фсмысли я ево слушал токашто... Embarassed Трофима фсмысли... Rolling Eyes


Я ево ищё не слущал. Приедет - озвучим, запишим...

Кстати, Михаил Трегер и его администратор утверждают, что такого качества звука, как у меня, им отведать не доводилось. Не смотря на то, что я сам не доволен искажениями на верхних частотах Маршаловскими микрофонами.

Так что - верной дорогой идём, товарищи! Wink

Я себя сейчас обзываю Audio Art Engineer, то есть - любое искусство дурит воображение, Audio Art - не исключение. Придумал лошотип, как обычно - своровав древнюю символику и слегка её преобразив, собираюсь отпечатать визитки.

А пока - продолжаем экзекуцию инструмента управления обманом воображения...

Консоль не новая. Как бы японцы ни защищали щели у фейдеров, всё равно в них попадает пыль, которая вызывает ухудшение контактов, а значит - шумы при регулировке уровня сигнала.

Разобрать, промыть денатуратиком...

Image


Вазелин - природная смазка, к тому - же, делается для чувствительных оболочек человеческого тела, а значит - агрессивных добавок в нём минимум. Самое классное средство для смазки потенциометров...

Image


Ещё одна мелочь, которую не учли японцы - изменения тока смещения операционника при регулировке уровня. Чтобы уменьшить его скачки, приводящие к громким шумам, впендюрим по дополнительному резистору, шунтирующему движки на общий провод...

Image

Author:  wavebourn [ Fri Nov 10, 2006 11:42 pm ]
Post subject: 

Ещё одна нужная на практике вещь - это возможность обойти эквалайзер, либо oтключить весь канал. Когда регуляторы в среднем положении, то микросхемы эквалайзера только вносят шумы и искажения, и их лучше отключить. Когда фейдер канала в нижнем положении, то буфер после него тоже лучше отключить, уменьшив таким образом опять - же шумы и искажения. Конечно, этот буфер не был бы нужен, если бы потенциометры были выбраны соответствующим образом.

В среднем положении тумблера канал будет выключен. В левом положении - включен, в обход эквалайзера. В правом - включен эквалайзер.

Image

Author:  wavebourn [ Sat Nov 11, 2006 9:34 pm ]
Post subject: 

Сегодня переделал ещё и суммирующие усилители - поменял операционники, подал смещение на выходы, некоторые электролиты заменил на плёночные конденсаторы (позже тоже переделаю на ламповые с транзисторным выходом в классе А), подключил микрофонные усилители. Пульт преобразился кардинально. Шумов не слышно, звучит очень приятно. Переделываю оставшиеся каналы (как всегда, глаза боятся - руки делают).

Author:  pomorin [ Sun Nov 12, 2006 3:17 am ]
Post subject: 

Эта.. Трофим уже не придет.. Sad

Author:  pomorin [ Sun Nov 12, 2006 3:25 am ]
Post subject: 

Эта.. Мы в свое время упирали на схемотехнику (См Коровица и Хилла), а буржуи уперлись на функциональность.. И оказались правы. Не важно, сколько транзисторов в чипе - то ли миллион, то ли полтора миллиона. По цене это одинаково. Sad И мы, в свое время смеялись над буржуйсктми платами, когда дорожка перлась через всю плату (вручную ее можно было бросить на пару сантиметров, а она шла через всю плату - как ее PCAD проложил...) И они не тратили время на оптимизацию топологии печатной платы. (прям ща, до сих пор вспоминаю, как сидел МЕСЯЦ!!!, не разгибая головы, когда правил разводку платы под возможности нашей фотолитографии. На заводе.. Врагу не пожелаешь! ) Ой, ну ладно, не буду вспоминать! Воть. Фокс, извини, если обидел. Sad

Author:  pomorin [ Sun Nov 12, 2006 3:27 am ]
Post subject: 

Я завидую Фоксу - он может заниматься, чем хочет.

Page 1 of 2 All times are UTC - 8 hours [ DST ]
Powered by phpBB © 2002, 2006 phpBB Group
http://www.phpbb.com/