doldonius wrote:
fox wrote:
Микрофонные усилители будут на лампах.
А где озерная утка? В смысле, зачем?
Усилители мощности и микрофонные усилители - это то, что даёт максимум усиления мощности, а значит - вносит мвксимальные искажения. Микрофонные усилители ещё и вносят шумы. Динамический диапазон - это разница между максимально громким звуком, ограниченным искажениями, и максимально тихим, ограниченным шумами.
Чем шире динамический диапазон может передать микшер, тем меньше он накладывает ограничений на усиливаемый звук. То есть, усиленный звук будет ближе к естественному.
Любой активный элемент, усиливая звук, искажает его. Чем меньше активных элементов потребуется, тем чище звук.
Лампы по сравнению с транзисторами обладают большим усилением в расчёте на штуку. Значит, для такого - же усиления их потребуется меньше, чем транзисторов.
Теперь - о характере искажений.
Мы привыкли, что в природе чем громче звук, тем шире спектр его гармоник. Даже если воспроизвести форте и пиано с одинаковой мощностью, ты легко угадаешь, который звук громче. Именно, по спектральному составу. По мере затухания струны верхние гармоники затухают быстрее, чем нижние. Когда ты заходишь в зал или комнату с закрытыми глазами, ты слышишь её размеры, благодаря реверберации (многократному отражению звука). Звук при реверберации затухает опять - же неравномерно, более высокие частоты затухают быстрее.
То есть, в природе чем громче звук, тем он ярче, тем выше мощность гармоник высокого порядка.
Вакуумные лампы как раз соответствуют таким "природным" свойствам: чем больше амплитуда сигнала, тем сильнее они искажают, при этом сперва проявляются гармоники низких порядков, потом они становятся ярче, проявляются более "яркие" гармоники, и так далее.
Сейчас в моей консоли для этой цели используется операционный усилитель, это микросхема с транзисторами в кристалле. В отличие от ламп они усиливают не напряжение, а ток. Но сила входного тока зависит от входного напряжения экспоненциально, то есть они по природе своей менее линейны, чем лампы. И для такого - же усиления их требуется больше.
Чтобы уменьшить искажения, усилители делают с огромным запасом усиления, и охватывают отрицательной обратной связью, которая вычитает часть выходного сигнала из входного, таким образом эффективные колебания напряжения (а значит - входного тока) становятся меньше, что уменьшает искажения.
Представим себе передаточную фцнкцию усилителя в виде ряда, состоящего из членов первого, второго, третьего, и так далее порядка. Обозначим её одной буквой К.
Кофициент передачи усилителя, охваченного обратной связью, будет
К' = Kос / (1 + Кос/К)
То есть, чем выше значение изначальной передаточной функции, тем меньше будет её влияние на конечную функцию, а функция будет стремиться к линейной, определяемой соотношением сопротивлений в цепи обратной связи.
Всё - бы хорошо, но... По мере "выпрямления" функции её "края" становятся "резче", то есть - преобладают составляющие более высокого порядка, а значит - и искажения будут генерироваться более высокого порядка. Совсем не как в природе, к которой привыкло наше ухо...
Ещё одна неприятность транзисторных усилителей - зависимость передаточной функции от частоты. Чем выше частота, тем ниже её значение... А это значит - у усилителя, охваченного отрицательной обратной связью, будет больше искажений на верхних частотах, чем на нижних... Опять против природы, к которой привыкло наше ухо...
В моём пульте сейчас на микрофонном входе используется как раз операционный усилитель, с дифференциальным каскадом на входе и симметричными эмиттерными повторителями на выходе. А эти бяки, обе, дают резкий излом функции при переходе сигнала через ноль. То есть - чем тише звук, тем он более искажённый. Совсем против природы! Теряется объём реверберации, теряется кайф затухающих струн гитары, звук которых должен становиться мягче по мере затухания, а не резче, да и скорость затухания становится неравномерной...
Вот я и выбираю из двух зол более натурально звучащее...
Будет типа вот этого:
